Накопитель вместо ленты
С 1 февраля 2017 года вступила в силу поправка в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь малый и средний бизнес должен привыкать работать с онлайн-кассами или получать штрафы в размере 8ф5% от общей прибыли. Сроку на привыкание и покупку новой техники дано — для разных категорий торговых предприятий — от полугода до полутора лет.
Индустрия торговли и услуг на пороге кардинальных перемен. С 1 февраля 2017 года традиционный кассовый чек официально переходит в форму обязательных электронных данных. Они будут храниться у оператора фискальных данных и налоговой службы. Что это меняет для покупателей и продавцов?
Уже 1 июля 2017 года все кассы обязаны подключаться к Интернету и отправлять электронные версии чеков в налоговую. Для этого у кассы вместо хорошо знакомой даже далеким от техники людям электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) должен быть фискальный накопитель — устройство для шифрования и защиты фискальных данных. Передавать информацию с фискального накопителя в налоговую будет посредник — оператор фискальных данных (ОФД). Дополнительно, помимо бумажного чека, владелец контрольно-кассовой техники (ККТ) по запросу покупателя обязан направить электронную версию чека на адрес электронной почты или абонентский номер.
Новое законодательство о ККТ признает контрольно-кассовой техникой только те аппараты, которые не только распечатывают чек, но и передают информацию о каждой операции в налоговый орган (через ОФД). Эти аппараты и получили наименование онлайн-касс.
Все юридические лица и ИП, которые вновь ставят на учет ККТ, обязаны представлять для регистрации только новые аппараты. Это правило действует с 1 февраля 2017 года. Те, у кого имелись аппараты старого образца, обязаны сменить их на новые как раз до 1 июля. Именно с этой даты начинается передача данных финансовым операторам.
Кроме того, многочисленная категория торговцев на патенте и на «вмененке» (единый налог на вмененный доход), которая до сих пор вообще не была обязана иметь ККТ, должна перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года.
Кому закон не писан
Ведущий юрист компании «Европейская юридическая служба» Евгений Лучин отмечает, что бланки строгой отчетности, по сути, приравнены к кассовым чекам. В свою очередь, автоматизированная система для формирования бланков строгой отчетности является составной частью контрольно-кассовой техники: то есть обязанность по передаче информации операторам фискальных данных есть и для использующих БСО.
54-ФЗ дает право некоторым субъектам предпринимательской деятельности не применять ККТ до 1 июля 2018 года. Такая возможность есть у организаций, занимающихся, например, продажей ценных бумаг, разносной торговлей. Полный перечень описан в пункте 2 статьи 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники». Индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью и выдающие заказчикам бланки строгой отчетности, также могут ориентироваться на эту дату.
На сегодняшний день имеется ряд категорий ИП и юридических лиц, которые вообще не должны будут применять ККТ. Кто же эти счастливчики?
Это предприниматели и организации, осуществляющие следующие виды деятельности:
- продажу газет и журналов, при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%;
- торговлю на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли;
- разносную торговлю продовольственной и непродовольственной продукцией;
- торговлю в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
- торговлю из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонную торговлю вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализацию изделий народных художественных промыслов.
Есть еще одно исключение из общего правила — лица, ведущие деятельность в удаленных районах. Для них нет обязанности передавать фискальные данные оператору. При этом главный критерий удаленности, определенный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, — численность населения, которая не должна превышать 10 тыс. человек. Перечень удаленных районов каждый российский регион будет определять самостоятельно.
Что почем?
В соответствии с нововведениями, даже те предприниматели, которые еще не используют контрольно-кассовую технику, обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять сведения в налоговую службу способом, установленным законодательством. До 1 июля 2017 года действует переходный период: можно пользоваться старым оборудованием, однако до регистрации допускаются только усовершенствованные ККТ. С 1 июля 2017 года полностью переходят на новый порядок работы с ККТ две категории предпринимателей — работающие по общей и по упрощенной системе налогообложения.
«Теперь для осуществления процедуры регистрации кассового аппарата достаточно зайти на специальный интернет-ресурс, создать личный кабинет и пройти процедуру регистрации онлайн. Нововведение значительно сокращает временные затраты, а также существенно упрощает саму процедуру регистрации — нет необходимости лично обращаться в налоговую службу. Для данной операции необходимо только завести ЭЦП — электронную цифровую подпись», — говорит юрист правового департамента HEADS Consulting Константин Ханин.
Соответственно, в связи с законом 54-ФЗ каждая точка продаж должна быть оснащена Интернетом. Преимущество заключается в том, что если Интернет перестает работать, то накопитель сохраняет чеки и отправляет их в ФНС сразу после восстановления связи. Эксперт полагает, что затруднения для торговых предприятий вызовет изменение, касающееся чеков и бланков строгой отчетности. Оно заключается в том, что теперь увеличится количество данных, которые обязательно должны присутствовать в фискальном документе.
Сравнительный анализ расходов на электронную контрольную ленту (ЭКЛЗ) и фискальный накопитель (ФН), по данным ЮниКредит Банка
Параметры сравнения | ЭКЛЗ | ФН |
Стоимость оборудования | 6 тыс. рублей | 6 тыс. рублей |
Установленный срок эксплуатации | 13 месяцев | 13 месяцев* |
Замена (сама услуга без учета оборудования) | 4 тыс. рублей | 4 тыс. рублей |
Обслуживание / сопутствующие услуги** | ~ 2 тыс. рублей | ~ 5 тыс. рублей |
Расходы клиента | ~ 12 тыс. рублей | ~ 15 тыс. рублей |
* Для предпринимателей на ЕНВД статьей 4.1 54-ФЗ предусмотрен срок 36 месяцев, однако таких фискальных накопителей по состоянию на 21.04.2017 не производится (по словам экспертов, в 2017 году таких произвести не смогут).
** Указана среднерыночная стоимость услуги «Обслуживание ККТ в год».
Цена перехода на онлайн-кассы будет варьироваться от 30 тыс. до 60 тыс. рублей за кассу. В связи с нововведениями отсутствует потребность пользоваться услугами центров технического обслуживания, а цена необходимого договора с оператором фискальных данных не будет превышать 3—4 тыс. рублей.
Константин Ханин полагает, что для малого бизнеса новые правила торговли скорее пагубны, чем положительны. Поскольку изменения связаны с переоборудованием старой техники или покупкой онлайн-кассы, такие предприниматели понесут значительные расходы, а объемы их прибыли с трудом смогут покрыть подобные затраты.
Тем не менее Ханин уверен, что все равно есть смысл вести малый торговый бизнес по новым правилам. «Главное — делать все добросовестно, соблюдая законодательные нормы, так как штрафы за невыполнение предписаний закона могут стать существенными тратами для бизнеса», — напоминает юрист.
Средняя стоимость покупки и обслуживания ККТ, по данным ЮниКредит Банка
№ | Статьи расходов | Стандартные расходы на 1 ККТ (усредненные) |
1 | Покупка кассы нового образца | ~ 30 тыс. рублей |
2 | Доставка и подключение | 1,5 тыс. рублей |
3 | Приобретение/обновление кассового ПО | В зависимости от вида ПО / отрасли / поставщика |
4 | Заключение договора с ОФД | 3 тыс. рублей / год |
5 | Заключение договора с оператором связи (Интернет) | 4 тыс. рублей / год |
6 | Регистрация кассы в ФНС | 2 тыс. рублей |
7 | Покупка КЭП (электронная подпись) | 1,5 тыс. рублей |
Расходы клиента | ~ 42 тыс. рублей |
(Пункты 2, 3, 6 и 7 — опциональные расходы, остальные — обязательные расходы.)
Затратами на кассы дело не ограничится. Одной из главных целей закона является улучшение сбора налогов, что, соответственно, увеличит затраты бизнеса. Особенно это затронет малый бизнес, которому придется сначала понести траты на реформирование всей системы платежей, а затем отчислять больше налогов.