С 1 декабря 2019 года маркировка одежды станет обязательной.
С 27 июня 2019 года этот процесс проводится как эксперимент, чтобы участники привыкли работать по новым правилам.
В обязательный для маркировки список вошли:
  • верхняя одежда, в частности, плащи, ветровки, пальто и куртки;
  • одежда из натуральной и композиционной кожи;
  • рабочая одежда из кожи;
  • блузки и другая одежда из трикотажа, вязаные модели для девочек и женщин.
Сроки маркировки
Эксперимент по маркировке одежды стартовал 1 марта 2019 года. Пока нанесение КИЗов и RFID-меток добровольное. В таком формате и авторам идеи, и поставщикам, импортерам и ритейлу проще понять, как работать по новым правилам. Эксперимент поможет нащупать подводные камни, адаптировать инфраструктуру, показать покупателям, что маркированная продукция от легальных поставщиков выгоднее контрафакта.
Маркировку вводят поэтапно:
  • Обязательная маркировка уже действует для табачных изделий, а также для шуб и изделий из меха;
  • С 1 декабря 2019 года маркировка одежды станет обязательной. Норма коснется также шин, фотоаппаратов и вспышек, духов;
  • 1 июля в список товаров, для которых идентификационные знаки обязательны, войдут обувь и 12 типов лекарств;
  • С 1 января 2020 года КИЗы и чипы для всех лекарств станут обязательными;
  • В 2024 году предлагается маркировать все товары в обязательном порядке.
Нормы и законы о маркировке одежды
Распоряжением правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года ввели требование об обязательной маркировке текстильной продукции. В нем указана и конкретная дата старта — 1 декабря 2019 года.
А постановление правительства № 620 от 30 мая 2018 года стало базой для проведения экспериментов по нанесению КИЗов и чипированию одежды. Собственно, нормы маркировки описаны в ГОСТе Р 53917-2019 и техрегламенте таможенного союза ТР ТС 017/2011, требования к кодам изложены в ГОСТе P ИСО/МЭК 16022-2008.
Предполагается, что коды DataMatrix будут генерироваться в формате ECC200. Код должен содержать данные о стране происхождения одежды, её размере и материале.
Порядок проведения маркировки
С декабря маркировать обязательно такие группы товаров:
  • Верхняя одежда, в частности, плащи, ветровки, пальто и куртки;
  • Одежда из натуральной и композиционной кожи;
  • Рабочая одежда из кожи;
  • Блузки и другая одежда из трикотажа, вязаные модели для девочек и женщин.
Что должно быть на бирке одежды? Код, который представляет собой зашифрованную последовательность символов. В него входят уникальный номер товара, код, отражающий тип вещи, электронная подпись, ключ проверки и другая вспомогательная информация.
До 1 декабря производители, импортеры и продавцы одежды могут добровольно присоединиться к эксперименту. Оператор ЦРПТ (дочерняя структура Центра развития передовых технологий) бесплатно выдает коды для маркировки.
С 1 декабря коды станут платными.
Не определили пока, и как именно коды будут наносить на одежду. Но разработчики уже рассказали, что на каждом этапе жизненного цикла продукта код будет сканироваться. Несуществующие ключи блокируют, а сведения о них автоматически передают госорганам. Онлайн-кассы смогут отправлять данные в ОФД и только потом — в «Честный знак» (сервис оператора маркировки).
Методические рекомендации
Код можно нанести на ярлык одежды или на её упаковку в виде черно-белого изображения DataMatrix. Это изображение должно корректно считываться специальным сканером.
Кроме того, код можно записать на RFID-метку. Такая радиочастотная метка удобнее для оптовиков. Современные сканеры поддерживают автоматическое считывание до 200 меток в секунду, причем вовсе не обязательно, чтобы метки находились в прямой видимости.
Для продажи, приемки и возврата товаров достаточно будет отсканировать код или считать метку. После продажи код не списывается, а сохраняется в системе на несколько лет. Это гарантия возможности возврата товара. К тому же покупатель в любой момент может отсканировать метку в приложении и узнать всё, что нужно, о предложенной продукции.
По материалам компании АТОЛ