Правила обязательной маркировки товаров вступили в силу. Список маркированной продукции будет постепенно расширяется.
Как внедрить маркировку табачной продукции в рознице?
Контроль за продажей разных видов табака разделен на два периода:
с 1 июля 2019 года под контролем сигареты (ТН ВЭД 2402 20, по классификатору 12.00.11.130) и папиросы (ТН ВЭД 2402 20 900 0, по классификатору 12.00.11.140). Их можно производить только с маркировкой, а при продаже табачной продукции в магазине на кассе должно происходить обязательное сканирование кода Data Matrix с пачки сигарет. Выпуск немаркированной табачной продукции с 1 июля 2019 прекращен. При несоблюдении требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность.
Как розничным магазинам правильно участвовать в этом процессе?
Новый товар нужно маркировать
Новая продукция должна попадать на российский рынок уже промаркированной. В оборот она поступает одним из способов: ее произвели в России или ввезли как импорт.
В первом случае производитель заказывает у ЦРПТ нужное количество уникальных кодов и печатает их на пачках сигарет и папирос.
В случае импорта коды у ЦРПТ запрашивает импортер. Он отправляет коды производителю, чтобы тот напечатал их на упаковке или этикетках. Импортер может прислать коды на склад, чтобы наклеить этикетки с кодами на продукцию перед ввозом в Россию.
Как быть с немаркированными остатками
На вывод немаркированных сигарет и папирос из оборота есть год. До 1 июля 2020 розница сможет продавать одновременно остатки и новые пачки с Data Matrix.
При розничной продаже важно сканировать код 
Каждый розничный продавец должен сообщать в «Честный знак», что продал маркированный товар. Как сообщить о продаже в систему? Через оператора фискальных данных (ОФД), с которым у розничного продавца заключен договор на передачу сведений с кассы в налоговую.
Чтобы сведения о маркированном товаре попали в чек, кассир должен сканировать Data Matrix на упаковке. ОФД сообщит в ФНС фискальные данные чека, а в систему мониторинга — код с проданной пачки. Так система зафиксирует, что товар выбыл из оборота.
Как подтвердить получение и перемещение товара 
В следующем году «Честный знак» будет фиксировать не только производство, ввоз и розничную продажу, но и промежуточные этапы, например, перемещение от производителя к оптовику.
Поставщик будет создавать первичный документ в формате электронного универсального передаточного документа (УПД). Документ должен содержать все коды передаваемых товаров. Получатель партии будет подтверждать УПД через систему электронного документооборота (ЭДО). Система «Честный знак» получит УПД и зафиксирует, что товаром с определенными кодами владеет уже не поставщик, а покупатель партии. После новый владелец может распоряжаться этим товаром.
Табачный рынок переходит на ЭДО с 1 июля 2020 года.
Алгоритм действия для выполнения требований о маркировке
Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП). Табачники должны были это сделать до 1 июля 2019 года, но и сейчас не поздно, санкций за опоздание нет.
Шаг 2. Подключитесь к ОФД, который работает с маркировкой. Или узнайте у своего оператора, умеет ли он отправлять сведения в систему мониторинга и нужно ли для оказания таких услуг составлять дополнительный документ между вами и ОФД.
Шаг 3. Уточните у производителя своей кассы или у компании, где ее купили, поддерживает ли она работу с маркировкой. Задайте тот же вопрос о кассовом программном обеспечении. Если касса работает в автономном режиме, уточните, в каком формате можно будет выгружать данные с фискального накопителя, чтобы предоставить в «Честный знак». На кассе считывайте сканером код.
Шаг 4. Купите 2D-сканер, который способен считывать Data Matrix. Если сканер уже есть, проверьте его, считав код на странице проверки.
Шаг 5. Подключите электронную систему документооборота, чтобы работать с УПД.
Меню