С 1 июля предпринимателей переводят на онлайн-кассы. 

У отечественного бизнеса начнется очередной новый этап взаимодействия с фискальными органами: с 1 июля каждая касса в нашей стране должна быть подключена к интернету и оборудована специальным накопителем информации, который будет в режиме реального времени передавать данные о каждой финансовой трансакции в налоговые органы.

Для этого к 1 июля предприниматели, а это в основном малый и средний бизнес должны приобрести новый или обновить имеющийся кассовый аппарат, установить на нем фискальный накопитель и подключить его к интернету, зарегистрировать свою онлайн-кассу в налоговой инспекции и выбрать оператора фискальных данных для передачи информации на сервер налоговой службы.

Очевидно, что замена старых контрольно-кассовых аппаратов на новые онлайн-кассы имеет целью окончательно взять под контроль розничную торговлю, где генерируются большие денежные потоки. При этом жизнь предпринимателей, как обещают, должна облегчиться: личное общение с налоговиками будет сведено к минимуму, так как больше не придется тратить время на подготовку и сдачу отчетности в налоговую инспекцию.

Как всегда, не обошлось без исключений. Отсрочку на год, до 1 июля 2018 года, получили плательщики единого налога на вмененный доход, индивидуальные предприниматели на патенте, а также предприниматели и предприятия, работающие в сфере услуг. Временно освобожден от перехода на онлайн-кассы и вендинговый бизнес, то есть торговля через автоматы.

С другой стороны, для предприятий, торгующих алкоголем, применение онлайн-касс стало обязательным с 31 марта – вне зависимости от схемы налогообложения и формы собственности.

У предпринимателей было полгода на то, чтобы установить онлайн-кассы. Тем не менее, сегодня по новым правилам работает только половина контрольно-кассовой техники, а в некоторых регионах – не более трети. Отчасти это объясняется тем, что производители соответствующего оборудования оказались не готовы к повышенному спросу на их продукцию. В первую очередь это относится к фискальным накопителям, которые до недавних пор производил один-единственный завод.

Государство понимает, что за короткий срок невозможно сделать то, что не успели за полгода. Поэтому оно готово пойти навстречу добросовестным предпринимателям, которые 1 июля смогут предъявить оплаченный заказ на поставку фискальных накопителей и договор на оказание услуг, заключенный с оператором фискальных данных. Это докажет, что бизнесмен сделал всё, что было необходимо, и не успел установить онлайн-кассу по не зависящим от него причинам.

И тут важен вопрос соблюдения сроков: если заказ на поставку новой контрольно-кассовой техники отправлен 30 июня, это едва ли станет доказательством добросовестности, а значит, уплаты штрафа не избежать.

С другой стороны, представители малого и среднего бизнеса могли понадеяться на то, что государство, войдя в их непростое положение, продлит переходный период (на то, что государство может отменить какое-либо принятое решение, ставку уже давно никто не делает). По-видимому, они не следили за тем, как внедрялась система «Платон».

Федеральные власти весьма последовательны в том, что касается отстаивания государственных интересов. Здесь поблажки могут получить только представители банковского сообщества или же компании общенационального масштаба. У малого и среднего бизнеса нет значимых аргументов, которые он мог бы использовать в споре с государством.

В оставшееся до 1 июля время остается рекомендовать предпринимателям поторопиться с приобретением новой контрольно-кассовой техники, ее регистрацией и настройкой устойчиво работающих каналов связи с налоговыми органами. Остается надеяться, что эти усилия будут по достоинству оценены проверяющими после 1 июля.