В шести регионах страны идет пилотный проект по маркировке лекарств, которая должна обеспечить прозрачность на фармрынке.
Пока маркировать начнут порядка 60 препаратов. Приоритет отдается наиболее дорогостоящим, закупаемым по программе «7 нозологий». По мере проведения эксперимента, который продлится до конца года, будут постепенно охватывать все больше наименований лекарств.
Маркировать упаковки решено особым двухмерным штриховым кодом DataMatrix. С одной стороны, это не слишком дорогая технология (по расчетам стоимость одной упаковки вырастет на рубль-полтора). С другой, такая идентификация позволит в автоматическом режиме выявлять недоброкачественные и контрафактные лекарства.
Понятно, что для введения маркировки фармпроизводители используют специальное оборудование, а аптеки закупят особые сканеры. Интересно, что проверять лекарства смогут не только специалисты. Любой покупатель сможет убедиться в легальности приобретенного препарата с помощью смартфона (потребуется установить специальное приложение) или общедоступного сканера в аптеке.
Стоимость нанесения маркировки на упаковку лекарства — примерно 1,5 рубля
Маркировка содержит несомненные «плюсы» для бизнеса, говорят в Росздравнадзоре. Она не только уменьшит потери добросовестных производителей и продавцов от контрафакта, но и позволит более эффективно выстроить логистику.
Об участии в эксперименте заявили шесть регионов: Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Нижегородская, Новгородская, Белгородская области. Кроме того, в «пилот» вошли 23 фармпроизводителя, крупные дистрибьюторские компании, свыше 30 медицинских организаций и более 250 аптек, в том числе крупные сети.
До июня предстоит запустить всю технологическую цепочку: установить оборудование и программное обеспечение, обучить специалистов. И по мере готовности охватывать маркировкой все больше наименований препаратов и участников рынка.
Самое большое опасение, которое можно услышать в эти дни, — как повлияет введение маркировки на цену лекарства. Одно дело — маркировать шубу стоимостью в несколько десятков и даже сотен тысяч рублей, и совсем другое — когда речь идет о социально значимом продукте.